Новая Шахматория Семена Губницкого: Мой скромный вклад в шахматы: Книги: 

 

 

ШАХМАТЫ? ШАХМАТЫ!

 

 

 

Обложка издания 2004 года

 

 

    "Шахматы? Шахматы!" задумана как самая первая шахматная книжка, которая представляет юному читателю (6—12 лет) шахматы

не только как интересную и популярную во всем мире игру, но и как неотъемлемую часть многовековой человеческой культуры.

    Эта книжка не учебник в общепринятом смысле, хотя в ней оригинально даны первые уроки шахмат — быть может, самые

важные для новичков! Предназначение книжки — привлечь внимание ребенка к шахматам, добиться того, чтобы он сначала

ЗАХОТЕЛ НАУЧИТЬСЯ хорошо играть в эту прекрасную игру.

    Основной учебно-познавательный материал изложен в 44 вопросах и содержательных ответах на них. (В книгах шахматной тематики такой способ изложения мне не встречался.)

    Я не только написал текст, но и разработал комплект эскизов, по которым художница (Н. Жигалкина) сделала иллюстрации.

    Книжка издана в крупном формате (84 k 108 1/16), содержит 14 цветных иллюстраций и 21 шахматную диаграмму.

    Как своеобразный подарок самым юным шахматистам, эта книга представлена на сайте полностью.

 

    Отмечу, что эта книжка, изданная в 2004 году маленьким тиражом, явилась прототипом первой книжки серии

"Шахматные ступени", выход в свет которой ожидается в конце 2007 года. (В той книжке количество вопросов  доведено

до "магического" шахматного числа 64!..)

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

 

    ББК 75.581

    Г 93

 

    Губницкий С. Б. Шахматы? Шахматы! — Харьков: Факт, 2004. — 40 с.

 

    ISBN 966-637-199-5

 

    ©  С. Б. Губницкий, 2004

    ©  Издательство «Факт», 2004

 

 

 

АННОТАЦИЯ

 

    Самые важные вопросы относительно шахмат, древние легенды о мудрости игры и ее совершенных игроках освещает книга, рассчитанная как на тех, кто уже играет, так и на новичков в возрасте 6—12 лет.

 

 

КТО? ЧТО?

ГДЕ? КОГДА?

СКОЛЬКО? ЗАЧЕМ?..

 

    Дети очень любознательны. Они любят задавать вопросы, но порой им трудно четко их сформулировать. Чтобы помочь самым юным читателям, в этой книжке автор, рассказывая о шахматах, сам будет задавать вопросы и, конечно же, отвечать на них.

    Итак, начнем знакомство с шахматами с ответов на, казалось бы, простые, но очень важные вопросы. Эти ответы ориентированы на ребенка, который еще ничего не знает о шахматах. Если же читатель уже знаком с миром шахматной игры, то — "повторение — мать учения".

 

    * Что такое шахматы?

 

    Шахматы — это интересная игра, в которой два соперника состязаются в мастерстве достижения цели игры, поочередно перемещая фигуры на шахматной доске согласно определенным правилам.

    А еще запомните, что шахматы являются неотъемлемой частью человеческой культуры.

 

    Шахматы — одно из великих благ человечества.

                                  (Ф. Вольтер, французский писатель)

 

    * Кто изобрел шахматы?

 

    Изобретатель игры в шахматы доподлинно не установлен, но во всех легендах  о происхождении шахмат он предстает перед нами человеком ученым и мудрым.

 

    * В какой стране зародилась эта игра?

 

    Многие историки предполагают, что родина шахмат — древняя Индия.

 

    * Когда люди начали играть в шахматы?

 

    По мнению большинства историков, древнейший вид шахмат — военная игра "чатуранга" — появился в первом 500-летии нашей эры. Несколько позже,

в странах Центральной Азии возник иной вид шахмат, получивший название "шатрандж". Именно шатрандж распространился по всему миру и спустя столетия превратился  в современные "классические шахматы".

 

    * Кто может стать участником игры в шахматы?

 

    Любой человек способен стать участником игры в шахматы, но для этого сначала надо научиться играть. Не так давно люди научили играть  

и электронно-вычислительные машины — компьютеры.

 

    Благодарю, душа моя, за то, что в шахматы учишься.

    Это непременно нужно во всяком благоустроенном семействе.

                                  (А. Пушкин, русский поэт)

 

    * Где можно играть в шахматы?

 

    Играть в шахматы можно и у себя дома за столом, и по дороге в школу, можно играть в быстро движущемся автобусе, а можно — в невесомости, на борту космического корабля. Другими словами, играть в шахматы можно практически везде!

 

    * Насколько популярна эта игра?

 

    Миллионы людей во всем мире играют в шахматы на протяжении уже многих  веков — и это им не надоедает!

 

    * Зачем люди играют в шахматы?

 

    Человек не может существовать, не играя во что-либо. А шахматы — увлекательная игра, в которой невидимый мир мысли и мечты проявляется в движении шахматных фигур. Это движение наполнено борьбой и радостью, удивительными приключениями и открытиями.

 

    Шахматы — это мой мир. Не дом, не крепость, в которой я укрываюсь

    от жизненных тревог, а именно мир. Мир, в котором я живу полной

    жизнью, в котором я выражаю себя.

                   (М. Таль, восьмой в истории шахмат чемпион мира)

 

    * Что надо знать, чтобы начать играть в шахматы?

 

    Надо знать правила игры. И во время игры обязательно их соблюдать.

 

    * Какими качествами надо обладать игроку, чтобы хорошо играть в шахматы?

 

    Хороший игрок в шахматы обладает тренированным умом и обширными знаниями; физическая же сила игрока — качество малоценное.

    Даже маленький ребенок может выиграть в шахматы у взрослого человека, если будет усердно тренироваться.

 

    Шахматы — пробный камень для ума.

                     (И. В. Гете, немецкий писатель)

 

    * Какие принадлежности нужны для игры?

 

    Обычно нужна шахматная доска и шахматные фигуры — это основные принадлежности для игры. Но очень опытные шахматисты могут обойтись и без них — они представляют игровую ситуацию в уме и сообщают друг другу свои ходы,  не передвигая фигур на доске. Необязательной принадлежностью являются шахматные часы. Обычно они используются при проведении официальных соревнований.

 

 

ТРИ ЛЕГЕНДЫ О ПРОИСХОЖДЕНИИ

И МУДРОСТИ ШАХМАТ

 

 

Легенда первая

 

    Рассказывают, что мудрец Сету изобрел игру в шахматы, чтобы научить хорошему отношению к своим подданным жестокого индийского раджу (властелина) Шерама-Шихрана. В той игре "раджа" — так мудрец назвал одну из шахматных фигур — являлся главой государства. Если "раджа" попадал в плен, то его

государство переставало существовать. В случае опасности "раджа" не мог обойтись без своих верных защитников и помощников — других фигур.

Шерам-Шихран был восхищен игрой, понял ее скрытый смысл и обещал впредь не притеснять подданных.

    — Ты открыл мне неисчерпаемую радость. Проси у меня все, чего хочешь.

Я смогу исполнить любую просьбу.

    Сету возразил:

    — О властелин, даже ты, богатейший во всем мире, не в состоянии будешь исполнить моей просьбы!

    Раджа нахмурился и сказал сурово:

    — Говори. Хоть полцарства!

    Сету ответил, что просит наградить его... пшеницей, но из такого расчета: на первую клетку шахматной доски положить одно зерно, на вторую — два зерна,

на третью — четыре, на четвертую — восемь, и так, удваивая для каждой очередной клетки количество зерен, — до последней, 64-й клетки.

    Раджа усмехнулся, удивившись незначительности просьбы:

    — Такую-то малость?

    Затем он воскликнул, ударив в гонг:

    — Слуги, принесите пару мешков пшеницы!

    Но вскоре придворные математики доложили, что мудрецу придется выдать такое огромное количество зерен, для получения которых потребовалось бы засеять всю Землю, а выращенной пшеницы хватило бы всем людям Земли для пропитания в течение 100 лет. Выполнить свое поспешное обещание Шерам-Шихран, естественно, не мог. Так раджа получил еще один урок мудрости от изобретателя игры в шахматы.

 

Рис. 1

 

 

Легенда вторая

 

    Рассказывают, что жили в Индии два брата-царевича, Гов (старший) и Талханд (младший). Когда мальчики подросли, каждый из них возжелал завладеть престолом, да и вся страна разделилась на два лагеря. Царица одинаково любила своих сыновей и не знала, кому отдать предпочтение. Созван был совет мудрейших. Вопрос обсуждали день и ночь, но голоса разделились поровну.

    После горячего спора о главенстве каждый из братьев стал готовиться к войне и собирать войско. Многократно Гов пытался склонить брата к мирному разрешению спора, но каждый раз безуспешно.

    Начались приготовления к бою. Когда солнце взошло, каждый из царевичей,

стоя рядом со своим наставником, обратился с боевым призывом к своему войску. Начался бой. Талханд потерпел поражение. Гов пощадил брата в бою, и тот удалился в город Марг. Туда Талханд стал созывать воинов, оставшихся ему верными.

    Собрав силы, он послал к Гову гонца с новым вызовом. По совету наставника Гов снова попытался склонить брата к миру. Последовал отказ. Братья стянули свои войска к морю, окружили их глубоким рвом, наполненным водой. Начался кровопролитный бой, из которого никто не мог бы спастись бегством.

    И снова Гову сопутствовала удача... Во время боя Талханд, сидевший на слоне, видя море крови вокруг себя, страдая от зноя, жажды и голода, потерял сознание

и умер в своем золотом седле. Гов, потеряв из виду знамя Талханда, послал искать брата. Узнав о его смерти, Гов спустился со слона и, горько рыдая, отыскал брата. Он убедился в том, что на теле Талханда не было ни одной раны.

    Царица не спала и не ела, пока длился бой. Узнав о смерти сына, она предалась отчаянию, горько упрекая Гова в убийстве брата. Гов старался утешить мать:

он не поднимал руки на брата, если же она не хочет ему поверить, — он предаст свое тело сожжению. Тогда мать потребовала, чтобы ей показали, как случилось

так, что Талханд умер без ран, сидя на слоне.

 

Рис. 2

 

    Гов тотчас же собрал совет мудрейших, на котором наставник Гова описал поле битвы, окруженное морем и рвом, и то, как шел бой шахов и воинов.

    Всю ночь никто из мудрецов не спал, пытаясь придумать как воссоздать картину боя. Утром же мудрецы потребовали эбен. 

                                                                     Квадратную сделали доску потом

                                                                     Два мужа ученых и с чистым умом.

                                                                     Здесь ров, здесь и поле кровавой войны,

                                                                     Где станут два войска, отваги полны.

    На доске были нарисованы сто клеток, по ней передвигались войска и шахи. Затем два войска из тека и слоновой кости и два шаха с поднятыми головами, в венцах

и в сиянии, пехота на виду и конница за ней выстроились в боевом порядке. И кони, и слоны, и шахские дастуры — храбрецы, гонящие коней против вражеского войска, — все было изображено.

    Шах был поставлен в середине войска, об руку с ним — преданный наставник. Около шаха с двух сторон — два слона, от которых поднималась пыль, цветом подобная реке Нил. Около слонов были поставлены два верблюда, и на них сидели двое с чистыми мыслями. Рядом с верблюдами — два коня и два мужа, ищущие горячего места в битве. По обе стороны от строев стояли два воинственных руха, с пеной от крови печени на губах. Каждый передвигался только по своему ратному пути, никто в движении не делал меньше или больше, чем ему полагалось.

    Властители вступили в бой: один — стремительно, другой — медленно. И бой этот был упорным и долгим.

    Когда кто-либо из воинов видел в бою шаха, громким голосом восклицал: "О шах, берегись!" Шах при этом уходил со своей клетки.

    А затем закрыли путь шаху — и рух, и конь, и ферзин, и слон, и пеший воин. Шах оглянулся вокруг — и увидел своих воинов поверженными. 

         Вода и преграды, куда ни беги,

         Направо, налево — повсюду враги.

         Шах мат — от лишений скончался герой,

         То было веленье судьбы роковой.

         Глядела на шахматы скорбная мать,

         И слезы о сыне полились опять.

         Так денно и нощно сидела она,

         На шахматы глядя, печали полна.

         Все мысли и думы ее — об игре,

         Душою скорбит о Талханде-царе.

         Кровавые слезы лила из очей,

         И шахматы только утеха у ней.

         Еду отвергала, недвижна была,

         Покуда кончина ее не пришла.

         Доска же для шахматной мудрой игры

         Осталась на память от этой поры.

 

Легенда третья

 

    Рассказывают, что индийский раджа Нушин-Ревану направил со своим послом игру "шатрандж" могущественному шахиншаху Ирана Хосрову I Ануширвану.

    Персидский поэт А. Фирдоуси в поэме "Шахнаме" описал так этот визит:

 

         Посланье, начертанное на шелку,

         Являет посол и шатранджа доску.

         Работой искусной дивила она,

         Знать, много казны поглотила она.

         О деле так начал посол говорить:

         "Сколь свод сей пребудет — владыке пребыть!

         Пред теми, кто, век потрудясь, обрели

         Познанья, шатрандж положить повели.

         Дай время подумать мужам, обсудить

         И сущность игры превосходной раскрыть.

         Фигур имена и значенья найти,

         Дом каждой, дороги движенья найти.

         Узнáют, что — пешка, где воин и слон,

         И рух, и скакун, и каким наделен

         Ферзь ходом и царь, — разгадают они

         Игру эту — славу стяжают они.

         Пошлем во дворец твой добром, не за страх,

         Все выплаты, дань, как потребует шах.

         Случится собранию мудрых невмочь

         Премудрости этой игры превозмочь,

         Отступят в бессилье, пред знаньем смирясь, —

         Ни подать, ни дань да не требуешь с нас,

         Но следом ответствуешь данью своей,

         Нет выше, чем знанье, на свете вещей!"

    Около шаха поставили шатрандж, и он некоторое время взирал на фигуры. На этой доске одни фигуры были из слоновой кости, другие — из тека. И спросил его шах об образе этих фигур и прекрасной доски. И такой дал ответ посол: "О царь, здесь все образы и пути — от войны. Ты увидишь, когда раскроешь путь этой игры,

и ход, и мысль, и снаряжение боя". На это шах ответил: "Требую времени одну неделю, с сияющей душой мы будем играть на восьмой день".

    Прекрасный покой приготовили и предоставили послу для пребывания. Вельможи и советники, все мудрецы приблизились к шаху, затем поставили доску шатранджа перед собой, и каждый смотрел на нее и на фигуры с большим вниманием. Они искали разгадку и всяческими способами пытались играть друг с другом. Одни говорили и спрашивали, другие слушали. Но никто не выявил сущность игры. Все ушли с нахмуренными лицами.

    Когда явился к шаху Бузургмихр, то увидел его раздраженным и удрученным. Но Бузургмихру был виден конец и исход этой задачи. Так он сказал Хосрову:

"О падишах, миродержец, бдительный, справедливый в своих приказах! Эту прекрасную игру я раскрою, разум я возьму себе в путеводители".

    Шах сказал: "Это дело на тебя возлагается. Пусть будет ясен твой дух и прям твой стан. А то скажет раджа Каннуджа: "Ни одного мудрого мужа нет у шаха". И будет это большим позором для двора, для престола и для мудрецов".

    Бузургмихр принес шатрандж домой, сел, полный раздумья, и напряг мысль. Он так и этак искал ходы игры, искал место каждой фигуры. В один день и в одну ночь он нашел смысл игры и поспешил из своего дома к шаху Ирана. Сказал он ему: "О шах, с победным счастьем! Я рассмотрел эти благоухающие фигуры и доску. Вся игра прекрасно стала на место благодаря высокому счастью государя мира. Вызови к себе посла раджи и всех желающих видеть. Пусть будет шахиншах первым, кто увидит игру. Это в точности поле битвы — сказал бы ты".

    Обрадовался шах его словам, назвал Бузургмихра удачливым и обладателем счастья. Он повелел явиться вельможам с именитыми мудрецами, и послу раджи, которого усадил перед своим славным престолом. К трону этого осеняемого счастьем шаха Бузургмихр принес и поставил фигуры и доску, затем так сказал мудрецам и вельможам: "Мудрец устроил некое поле битвы, в глубине уготовил место шаху, налево и направо расположил витязей, а впереди — жаждущих битвы пехотинцев; об руку шаха поставил мудрого дастура, указывающего пути в битве; расставил по обе стороны боевых слонов, равно обративших взор к битве; далее

по обе стороны расположил боевых коней со всадниками на них; затем поставил с двух сторон непоседливых рухов, вправо и влево ищущих битвы".

    Когда Бузургмихр расставил эти войска, все собрание застыло в удивлении. Скорбь охватила индийского посла, и он пребывал в изумлении перед этим мудрецом

с бдительным счастьем. В сердце своем, погруженный в раздумье, посол говорил: "Он никогда не видел этой доски шатранджа и не слыхал о ней от осведомленных индийцев. Я ничего не говорил о деле этих фигур и не подготовлял этой его речи. Как он постиг это? Никто на свете не мог бы занять его место!"

    Сердце шаха исполнилось радости, и он пожаловал Бузургмихру самую почетную одежду. Затем Хосров велел, чтобы чашу наполнили царственными камнями;

он дал Бузургмихру кошель динаров, коня с седлом и воздал мудрецу великую славу.

 

 

О ШАХМАТНОЙ ДОСКЕ

 

    * Для чего нужна шахматная доска?

 

    Образно говоря, это арена, на которой происходит мирное сражение двух шахматных войск.

 

    * Что представляет собой шахматная доска?

 

    По сути, это квадрат, разграфленный на 64 более мелких квадрата (пËля). Обычно все поля окрашивают в два цвета. Цвета подбирают так, чтобы один из них воспринимался как светлый, а другой — как темный. Поля шахматной доски окрашивают таким образом, чтобы любые два поля одинакового цвета не соприкасались сторонами.

 

    * Как располагают шахматную доску?

 

    В очных соревнованиях принято располагать доску между соперниками так, чтобы ближнее угловое поле слева от каждого игрока было темное. На рисунке 3 доска расположена правильно, если соперники находятся "снизу" и "сверху".

 

    * Как обозначаются поля на шахматной доске?

 

    Обычно горизонтальные ряды полей обозначаются арабскими цифрами 1, 2, 3,  4, 5, 6, 7, 8 (на рисунке 3 горизонтали пронумерованы снизу вверх в порядке возрастания чисел); вертикальные ряды полей обозначаются буквами латинского алфавита: а, b, с, d, е, f, g, h (на рисунке 3 вертикали прописаны слева направо

в алфавитном порядке).

    Используя терминологию математиков, можно сказать, что каждое поле шахматной доски при этом однозначно определяется парой данных — буквой и цифрой. Примеры обозначения полей представлены также на рисунке 3.

 

Рис. 3

 

    * 64 поля шахматной доски — много это или мало?

 

    Ответ на этот вопрос содержится в первой легенде.

    64 поля шахматной доски (наряду с 32 шахматными фигурами!) говорят о том, что игра в шахматы практически неисчерпаема. Как подтверждение давайте посмотрим на число возможных расстановок 32 фигур на 64 полях доски.

    Вот оно: 7 534 686 312 361 225 327 × 1033.

 

 

О ШАХМАТНЫХ ФИГУРАХ

 

    * Из каких фигур состоит каждое шахматное войско?

 

    Каждое шахматное войско состоит из фигур 6 типов. По-русски они сейчас называются так: пешка, конь, слон, ладья, ферзь, король.

    Эти названия произошли от старинных индийских названий фигур. Из древней  Индии шахматы отправились путешествовать по векам и странам. А жители этих  стран постепенно меняли облик шахматных фигур и называли их по-своему.

 

Рис. 4

 

    * Как еще называлась пешка?

 

    Например, так: пеший воин (в древней Индии), крестьянин, пеший путник...

 

 

    * Как еще назывался конь?

 

    К примеру, воин на коне (в древней Индии), рыцарь, всадник, прыгун, скакун...

 

 

 

* Как еще назывался слон?

 

    Например, воин на слоне (в древней Индии), епископ, шут, бегун, офицер...

 

 

   

 

 

* Как еще называлась ладья?

 

    Например, воин на колеснице (в древней Индии), рух (гигантская птица), утес, башня-крепость... А древние славяне ладьями называли свои лодки.

 

Рис. 8

 

    * Как еще назывался ферзь?

 

    Например, так: мудрец, ученый человек, советник (в древней Индии), дама, королева, царица...

 

Рис. 9

 

    * Как еще назывался король?

 

    Например, раджа (в древней Индии), шах, царь...

 

Рис. 10

 

 

 

    * Как сейчас называются шахматные фигуры на других языках?

 

    В таблице 1 представлены современные названия типов фигур на некоторых европейских языках.

 

                                                                                                                       Таблица 1

——————————————————————————————————

русский       украинский     английский     немецкий       французский    испанский

——————————————————————————————————

Ладья           Тура                 Rook                Turm               Tour                  Torre

Конь             Кiнь                 Knight              Springer          Cavalier            Caballo

Слон             Слон                Bishop             Läufer              Fou                    Alfil

Ферзь            Ферзь              Queen              Dame               Dame                Dama

Король         Король             King                König               Roi                    Rey

Пешка          Пiшак               Pawn               Bauer               Pion                   Peón

——————————————————————————————————

 

    * Почему фигуры называются именно так?

 

    Современные названия типов фигуp, принятые в pазных стpанах, связаны с истоpией и культуpой этих стpан.

 

    * Сколько фигур у каждого из соперников в начале игры?

 

    У каждого из соперников есть 8 пешек, 2 коня, 2 слона, 2 ладьи, 1 ферзь и 1 король — всего 16 одинаково окрашенных фигур. Два цвета фигур подбирают  так, чтобы один из них воспринимался как светлый, а другой — как темный.

 

    * Как называются наборы фигур одного цвета?

 

    По традиции фигуры светлого цвета называются белыми фигурами, а фигуры темного цвета — черными фигурами (на самом же деле, они могут быть, например, желтыми и темно-коричневыми).

 

    * Какое первоначальное расположение фигур?

 

    Всегда такое, как на рисунке 11.

 

 

Рис. 11

 

    Первоначальное расположение фигур на шахматной доске художественно описано в незавершенном стихотворении А. С. Пушкина:

 

         Царь увидел пред собою

         Столик с шахматной доскою.

         ....................................................

         Вот на шахматную доску

         Рать солдатиков из воску

         Он расставил в стройный ряд.

         Грозно куколки сидят

         Подбоченясь на лошадках,

         В коленкоровых перчатках,

         В оперенных шишачках,

         С палашами на плечах.

 

    * Что изобразил на своем холсте художник с рисунка 11 (его мольберт — справа вверху)?

 

    Он изобразил шахматную диаграмму, которая соответствует первоначальному  расположению фигур.

 

    * Что такое "шахматная диаграмма"?

 

    Шахматная диаграмма — это условное изображение шахматной доски с шахматными фигурами на ней или без фигур.

 

    * Как обычно изображают фигуры на шахматной диаграмме?

 

    Распространенное изображение белой и черной фигуры каждого типа на шахматной диаграмме приведено на рисунках 5—10.

 

    * Все ли фигуры остаются на доске до конца игры?

 

    Такое возможно, но случается редко. Почти всегда в процессе игры какие-то  фигуры соперника изымаются игроками с доски и уже не возвращаются назад.

 

 

О ХОДАХ ФИГУРАМИ

 

    * В чем заключается процесс игры?

 

    Игроки строго по очереди совершают ходы — перемещают фигуры по доске, стремясь достигнуть цели игры.

 

    * Что надо знать, чтобы сделать ход?

 

    Надо знать правила (по сути, траектории) передвижения фигуры каждого типа. На шести шахматных диаграммах (см. рис. 12) приведены примеры возможных ходов. Маленьким белым квадратиком помечено поле, на которое можно переместить белую фигуру, маленьким черным квадратиком — поле, на которое можно пойти черной фигурой, а стрелочкой — поле, на котором можно осуществить взятие чужой фигуры, устранив ее с доски.

 

    

                             1                                                                                                                                    2

 

                              5                                                                                                                                   6

 

Рис. 12

 

 

 

О ЦЕННОСТИ ФИГУР

 

    * Какая фигура самая главная?

 

    Можно сказать король хотя бы потому, что взятие короля запрещено (король  с доски не снимается). Следовательно, король — фигура, которой в шахматах  уготовлена особая роль, поскольку продолжать игру без любого из королей нельзя, а без любой фигуры другого типа — можно.

    Это правило игры в шахматы ловко использовал французский король Людовик VI  в одном из сражений с англичанами. Исторические документы свидетельствуют, что  в какой-то момент битвы он оказался  окруженным солдатами  противника. Один из них, поймав королевского коня за узду, крикнул: "Король  взят!" В ответ Людовик величественно изрек: "Знаешь ли ты, что в игре брать короля запрещается?" Солдат растерялся, а Людовик, воспользовавшись заминкой, пришпорил коня

и вырвался  из окружения неприятельской пехоты.

 

    * Какая фигура самая полезная для игрока?

 

    Полезность (другими словами, игровая ценность) каждой фигуры меняется от одной игровой ситуации к другой. Надо понять, что в каждой из таких ситуаций любая фигура имеет для игрока некоторую ценность, поскольку она в большей или меньшей степени влияет на результат игры. Опытные игроки ценят фигуру

не столько саму по себе, сколько во взаимодействии с другими фигурами. Как шутливо говорится в украинской поговорке, "гуртом i батька легше бити".

    Но все-таки "прирожденные способности" фигур (перемещаться по тем или иным траекториям и "брать" другие фигуры) различны. На основе опыта многих поколений шахматистов составлено представление о типовой ценности фигур.

    Говоря научным языком, типовая ценность фигуры зависит не от конкретной ситуации, а только от типа фигуры и представляет собой приближенную оценку  степени влияния фигуры определенного типа на результат игры.

    Эту оценку шахматисты выражают в баллах, принимая типовую ценность пешки  за один балл, а типовую ценность короля не оценивают.

    Если начинающий шахматист внимательно рассмотрит и обдумает таблицу 2 и рисунок 13, то он намного расширит и углубит свои шахматные познания!

 

 

                                                                              Таблица 2

————————————————————————

Тип фигуры           Типовая ценность фигуры (в баллах)

————————————————————————

Пешка    A              1

Конь      C              3 (легкая фигура)

Слон      E              3 (легкая фигура)

Ладья     G              5 (тяжелая фигура)

Ферзь     I             9 (тяжелая фигура)

Король   K              не оценивается

————————————————————————

 

Рис. 13

 

 

О ЦЕЛЯХ ИГРЫ И МЕТОДАХ ИХ ДОСТИЖЕНИЯ

 

    * Какова главная цель игры в шахматы?

 

    Главная цель игры в шахматы у каждого из игроков — добиться результата "выигрыш". Для этого надо победить чужого властителя, то есть сохранить свободу своему королю и лишить ее чужого короля, занеся над ним меч, от удара которого невозможно увернуться.

 

    * Какова главная цель в самой игре?

 

    Главная цель в игре — добиться особой игровой ситуации, которая называется арабским словом "мат".

 

    * Как добиться главной цели?

 

    Победить чужого властителя (дать мат королю соперника) непросто. Ведь его может охранять все войско. Да и сам король — изворотливый воин. Чтобы добиться цели игры, часто применяют такой метод: сначала устраняют с доски (путем взятий) всех или многих соратников чужого короля, а потом — "все на одного"! Вот почему опытные игроки обычно следуют принципу: "Чужие фигуры бери, свои — не отдавай!" (см. рис. 14).

 

Рис. 14

 

    * А как еще можно добиться главной цели?

 

    Иногда цели в игре добиваются так: остроумно миновав охрану или отважно преодолев ее сопротивление (смелость города берет!), захватывают в "плен"  

короля — может, даже на виду у всего его войска.

    Пример тому — игровая ситуация, отображенная на шахматной диаграмме (черный король получил "детский мат").

 

Рис. 15

 

    * Что такое "шахматная жертва"?

 

    Порой, чтобы дать мат, приходится принести жертву, то есть добровольно  лишиться одной или даже нескольких своих фигур, предоставляя сопернику  материальное преимущество, но добиваясь при этом иных выгод. Чаще всего выгода заключается в каком-нибудь таком удивительном расположении своих и чужих фигур, при котором смелая мысль торжествует над грубой силой. Так, в игровой ситуации, изображенной на рисунке 16, один-единственный белый конь дал мат черному королю. А спастись бегством этому королю мешают его же подданные...

 

Рис. 16

 

 

ШАХМАТНАЯ ПАРТИЯ

 

    * Можно ли привести пример разыгрывания партии от самого начала до самого конца?

 

    Вот одна знаменитая шахматная партия, разыгранная во Франции в далеком  1750 году. Белыми фигурами играл Легаль, черными — Сен-Бри.

 

        

                     1                                                  2                                                 3

 

        

                     4                                                  5                                                 6

 

        

                          7                                                 8                                                 9

 

        

                          10                                              11                                               12

 

     

                      13                                              14

 

                                                                                 Рис. 17

 

    Конечную ситуацию этой шахматной партии в честь победителя назвали матом Легаля.

 

    * Каким образом эта партия сохранилась в памяти людей?

 

    Благодаря тому, что у шахматистов есть своя "письменность". Пользуясь общепринятой у игроков шахматной нотацией, ходы, сделанные в этой партии, можно записать так:

 

    1.      e2 — e4       e7 — e5

    2.   Ef1 — c4       d7 — d6

    3.  Cg1 — f3    Ec8 — g4

    4.  Cb1 — c3       g7 — g6

    5.  Cf3  k e5    Eg4  k d1

    6.  Ec4  k f7    Ke8 — e7

    7.  Cc3 — d5++.

   

* Трудно ли научиться записывать шахматную партию?

 

    Ответ содержится в таком четверостишии немецкого писателя Г. Гессе: 

         Берем перо, легко наносим знаки

         На белый лист уверенной рукой.

         Они ясны. Понять их может всякий,

         Есть сумма правил для игры такой.

     Теперь, юный читатель, ты уже немало знаешь о шахматах. Смело начинай играть, и шахматы подарят тебе замечательный мир приключений и открытий!

 

 

ТОЛКОВЫЙ СЛОВАРИК

ДЛЯ ШАХМАТНОГО ВУНДЕРКИНДА

 

    Батарея — вид расположения двух фигур одного цвета.

    Белая фигура — фигура любого типа, окрашенная обычно в светлый цвет и принадлежащая одному из игроков.

    Белое поле — любое поле шахматной доски, окрашенное в светлый цвет.

    Бешенство — тактическая операция в игре. "Взбеситься" может и ферзь, и ладья, и слон, и конь.

    Блиц — игра с очень малым интервалом времени, предоставленным соперникам  на обдумывание ходов. Часто каждому сопернику на обдумывание отводится только  5 минут на всю партию.

    Взятие — ход с одновременным устранением чужой фигуры с доски.

    Вилка — прием в игре: нападение одной фигурой одновременно на несколько фигур.

    Гамбит — вид дебюта, в котором одна из сторон применяет "жертву".

    Гроссмейстер — специалист высшего класса в игре в шахматы.

    Дебют — начальная стадия шахматной партии.

    Детский мат — вид мата. Обычно детский мат получает очень неопытный шахматист.

    Дурацкий мат — вид мата. Играющий белыми получает мат уже на втором ходу, сделав два не самых умных хода.

    Игра в шахматы — игра, в которой состязаются, противоборствуя, два соперника, поочередно перемещая фигуры на шахматной доске, следуя определенным правилам.

    Крепость — вид ситуации, в которой слабейшая сторона избегает проигрыша путем создания неприступной зоны полей, куда не могут проникнуть фигуры сильнейшей стороны, или путем создания такой расстановки своих фигур, которую сильнейшая сторона не сможет эффективно разрушить.

    Малютка — шахматная задача или шахматный этюд, в котором количество фигур  не превышает пяти.

    Мастер — очень хороший игрок в шахматы.

    Мат — тип конечной ситуации, при которой одним из соперников достигнута главная цель в игре. После очередного хода одной стороны королю другой стороны дан шах, и при этом нет возможности ответным ходом избавиться от шаха. Общепринятые шахматные выражения: "дал мат сопернику", "дал мат королю соперника", "соперник получил мат", "король соперника получил мат".

    Мельница — тактическая операция в игре.

    Миттельшпиль — серединная стадия шахматной партии.

    Мостик — способ перегруппировки фигур в ладейном эндшпиле.

    Основные принадлежности для игры в шахматы — шахматная доска и шахматные фигуры, которые используются для отображения решений, принятых участником игры.

    Отрезанный король — расположение фигур, при котором король лишен возможности пересечь определенную шахматную линию.

    Пат — тип конечной ситуации, когда после очередного хода одной стороны у другой стороны нет ни одного возможного хода и при этом шах не дан. Результат партии в этом случае — ничья.

    Первоначальная позиция — расстановка фигур на доске в начале шахматной партии.

    Пешка, конь, слон, ладья, ферзь, король — типы шахматных фигур.

    Поле — единичная часть шахматной доски.

    Правила шахмат — по сути, законы игры. Последние "Правила шахмат" приняты  в 1996 году Международной шахматной федерацией, объединяющей шахматистов более 150 стран.

    Превращение — особый ход, при котором пешка, дойдя до края поля противника, заменяется одной из фигур (ферзем, ладьей, слоном или конем) такого же цвета, каким был цвет пешки.

    Рокировка — особый ход, при котором перемещаются две фигуры: король и ладья.

    Соперники — участники игры в шахматы. Участником игры может быть человек, знающий правила игры, или компьютер, оснащенный программой игры. Участник игры принимает и осуществляет решения, выбирая путь к цели игры.

    Тихий ход — прием в игре.

    ФИДЕ — Международная шахматная федерация.

    Ход — завершенное перемещение фигуры с одного поля на другое поле по определенной траектории.

    Цейтнот — недостаток времени на обдумывание ходов.

    Цугцванг — ситуация, в которой как ни пойдешь, получается хуже, чем было.

    Чемпион мира по шахматам — игрок, доказавший в официальном состязании,  что он сейчас самый лучший шахматист в мире.

    Черная фигура — фигура любого типа, окрашенная обычно в темный цвет, принадлежащая одному из игроков.

    Черное поле — любое поле шахматной доски, окрашенное в темный цвет.

    Шах — особая ситуация, в которой король одной стороны оказался атакованным одной или двумя фигурами другой стороны.

    Шахматная диаграмма — условное изображение шахматной доски  с шахматными фигурами на ней или без них. Обычно такие диаграммы присутствуют в книгах шахматной тематики. При использовании компьютерных шахматных программ диаграммы высвечиваются на экране монитора.

    Шахматная доска — одна из основных принадлежностей для игры.

    Шахматная партия — это отдельный акт состязания в игре. Представляет собой конкретный ряд перемещений фигур на шахматной доске от определенной правилами первоначальной ситуации до какой-либо предусмотренной правилами конечной ситуации.

    Шахматная фигура — одна из основных принадлежностей для игры.

    Шахматные часы — это устройство с двумя циферблатами, соединенными переключателем так, что в любой момент разыгрывания партии могут идти часы только одного из игроков. Механические шахматные часы изобретены инженером Уилсоном и впервые применены в 1883 году.

    Эндшпиль — конечная стадия шахматной партии.

    "Chess Informant" — периодическое издание, авторитетное среди шахматистов всего мира.

    "Chessmaster" — распространенная компьютерная программа, предназначенная для игры в шахматы. Уровень мастерства этого электронного игрока существенно ниже уровня игры мастера.

    "Deep Thought" — знаменитая компьютерная программа, предназначенная для игры в шахматы. Компьютеры, оснащенные этой программой, неоднократно выигрывали у гроссмейстеров, в том числе и у тринадцатого чемпиона мира по шахматам Г. Каспарова.

 

                              

 

 

  с г