Новая Шахматория Семена Губницкого: Мой скромный вклад в шахматы: Книги: 

 

 

АЗБУКА ШАХМАТНОЙ ИГРЫ

 

 

Обложка издания 1992 года

 

 

    "Азбука шахматной игры" — первая книга серии "Тренинг шахматиста".

    Серия "Тренинг шахматиста" задумана как комплект из следующих 11 унифицированных книг-практикумов, разработанных на основе единой методологии.

     1. Азбука шахматной игры

     2. Нападение и защита

     3. Элементы тактики

     4. Принципы разыгрывания дебютов

     5. Элементарные эндшпили

     6. Учитесь у чемпионов (часть 1)

     7. Типичные комбинации

     8. Элементы позиционной игры

     9. Выбор дебютного репертуара

    10. Практические эндшпили

    11. Учитесь у чемпионов (часть 2)

 

    В книге мало текста (но он дан параллельно на четырех языках — русском, английском, немецком и испанском!) и много (1000!) заданий с ответами к ним.

    Тематическая программа заданий: ОТ ПРАВИЛ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ И ВЗЯТИЯ ФИГУР ДО ОБЪЯВЛЕНИЯ МАТА В ОДИН ХОД.

 

    Чтобы дать посетителям сайта достаточное представление о книге (по жанру — самоучитель), я привожу на этой странице библиографические данные, аннотацию, "Содержание", "Предисловие", один блок из 6 заданий с ответами, а также полный набор формулировок заданий.

 

  

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ

 

    Хануков М. Г., Шедей С. А., Губницкий С. Б. Азбука шахматной игры. — (Серия "Тренинг шахматиста"). — Харьков: Экспресс, 1992. — 268 с. — (На русском, английском, немецком и испанском языках. 2000 шахматных диаграмм.)

 

    ISBN 5-85882-070-0

 

    ©  М. Г. Хануков, С. А. Шедей, С. Б. Губницкий, 1992

 

 

АННОТАЦИЯ

 

    "Азбука шахматной игры" — первая книга серии "Тренинг шахматиста".

    Книга предназначена для тех, кто не умеет, но хочет научиться играть в шахматы. Представляя собой своеобразный самоучитель, она содержит сведения

об основных элементах шахматной игры, а также 1000 диаграмм с систематизированными заданиями и 1000 диаграмм с ответами на них. Выполнять эти задания может даже ребенок, не умеющий еще читать и писать.

    Оригинальная тематическая программа заданий (от правил передвижения и взятия фигур до объявления мата в один ход) в сочетании с безнотационным графическим способом представления решений позволяют быстро и эффективно освоить основные элементы игры. Контрольные задания, завершающие книгу, могут быть использованы для тестирования шахматных способностей обучающегося.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

    Предисловие

    Глава 1. Шахматная доска. Фигуры. Ходы и взятия фигур.

    Глава 2. Сложные правила.

    Глава 3. Ценность фигур.

    Глава 4. Пленение короля.

    Глава 5. Испытайте себя.

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

    Серия "Тренинг шахматиста" задумана как комплект книг, помогающих шахматисту ускорить процесс совершенствования — от начального уровня до достаточно высокой квалификации (соответствующей принятому в СССР первому разряду).

    Книги серии создаются по единой методологии и содержат краткие теоретические сведения и большое количество систематизированных, последовательно усложняющихся заданий и ответов на них.

    Выполнение предлагаемых заданий поможет обучающемуся постичь основные закономерности шахмат, а также быстро и точно ориентироваться во многих позициях, встречающихся в игре.

    По материалам книг этой серии учились шахматам международный гроссмейстер Михаил Гуревич (неоднократно входивший в "команду" чемпиона мира Гарри Каспарова в его матчах за мировую корону), международный гроссмейстер Валерий Неверов (побеждавший в чемпионате мира среди студентов), а также многие мастера спорта СССР, первыми тренерами которых были соавторы предлагаемой серии.

    "Азбука шахматной игры" — первая книга этой серии. Книга предназначена для людей любого возраста, которые не умеют, но хотят научиться играть в шахматы. Она содержит краткие сведения об основных элементах шахматной игры, а также 2000 диаграмм с заданиями и ответами к ним. По сути это своеобразный самоучитель игры в шахматы. Каждая из глав 1—4 завершается контрольными заданиями, при решении которых закрепляются уже приобретенные знания и навыки. Для того, чтобы решать предлагаемые задания, вовсе не обязательно пользоваться шахматной доской. Ответы на задания представлены в графическом виде, поэтому от обучающегося не требуется знание шахматной нотации.

    В подавляющем большинстве известных шахматных учебников практикум начинается заданиями с условием "объявите мат в один ход". Одной из важных отличительных особенностей данной книги является то, что она заканчивается заданиями с подобным условием, а предшествует им широкий спектр более простых заданий, выполнение которых позволяет выработать навыки, необходимые для объявления мата в один ход.

    Представленный в книге материал в течение ряда лет проверялся и применялся в учебном процессе на шахматных отделениях харьковских спортивных школ. Практика показала, что учащиеся, использовавшие предлагаемые задания в своих тренировках, значительно быстрее осваивали элементы шахматного  единоборства по сравнению с теми детьми, которые только лишь "сражались" с соперниками за доской.

    Заключительные контрольные задания, которыми завершается книга, могут быть использованы для самотестирования, позволяя сделать некоторые выводы

о шахматных способностях обучающегося.

    Тренироваться, выполняя предлагаемые задания, может даже ребенок, не умеющий еще читать и писать. В этом случае кто-либо (не обязательно тот, кто умеет играть в шахматы), выполняя роль помощника, должен лишь прочитать вслух методические указания, теоретические сведения и условия заданий. Ответы обучающийся может представлять графически, как показано на первых диаграммах каждого блока заданий. Решение этих заданий может оказаться полезным

и для тех читателей, которые уже знакомы с приемами игры. (Они могут придать своим знаниям должную систематичность).

    Рекомендуется решать задания непосредственно на диаграмме, не расставляя позиции на шахматной доске. Не обязательно стремиться выполнить за тренировку большое количество заданий. Достаточно проработать их 12—18, затрачивая на каждое не более трех минут. Если за это время вам не удалось найти решение,

то приступайте к выполнению следующего задания. После выполнения блока из шести заданий рекомендуется сверить ваши решения с приведенными в книге.

В случае несовпадений выявляйте и исправляйте свои ошибки. Важно выполнять задания самостоятельно и регулярно.

    Очередность хода указывается над диаграммой. Если над диаграммой нет обозначения очередности хода, то задание следует решать как при ходе белых, так и при ходе черных.

 

 

БЛОК ЗАДАНИЙ (137—142)

 

Пойдите ферзем не под бой

Move the queen not en prise

Ziehen Sie mit dem Dame nicht auf Feld, wo er geschlagen werden kann

Jugar una dama, no encontándose bajo amenaza de ataque

 

                                                                   

                                                                                          137                                                                                                                       138

 

                                                                   

                                                                                          139                                                                                                                       140

 

                                                                   

                                                                                         141                                                                                                                        142

 

 

 

 

ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ

ANSWER TO THE TASKS

LÖSUNGEN DER AUFGABEN

RESPUESTAS A LAS TAREAS

(138—142)

 

                                                                                                                                 

                                                                                                                                                                                                                        138

 

                                                                                                         

                                                                                          139                                                                                                                             140

 

                                                                   

                                                                                         141                                                                                                                        142

 

 

ФОРМУЛИРОВКИ ЗАДАНИЙ

 

    В главе 1

 

    ПОЙДИТЕ ПЕШКОЙ (ЛАДЬЕЙ, СЛОНОМ, ФЕРЗЕМ, КОРОЛЕМ, КОНЕМ)

    КАКУЮ ФИГУРУ МОЖНО ВЗЯТЬ ПЕШКОЙ? (ЛАДЬЕЙ? СЛОНОМ? ФЕРЗЕМ? КОРОЛЕМ? КОНЕМ?)

    ВОЗЬМИТЕ ПЕШКУ (ЛАДЬЮ, СЛОНА, ФЕРЗЯ, КОНЯ)

    КАКУЮ ФИГУРУ МОЖНО ВЗЯТЬ?

    ПОЙДИТЕ ПЕШКОЙ (ЛАДЬЕЙ, СЛОНОМ, ФЕРЗЕМ, КОРОЛЕМ, КОНЕМ) НЕ ПОД БОЙ

    КАКОЙ ФИГУРОЙ МОЖНО ВЗЯТЬ?

    ПОЙДИТЕ АТАКОВАННОЙ ФИГУРОЙ ТАК, ЧТОБЫ ЕЕ НЕ ПОТЕРЯТЬ

 

    В главе 2

 

    КАКОЙ ФИГУРОЙ ДАН ШАХ?

    ВОЗЬМИТЕ ФИГУРУ, ДАВШУЮ ШАХ

    УЙДИТЕ КОРОЛЕМ ОТ ШАХА

    ПРИКРОЙТЕ КОРОЛЯ ОТ ШАХА

    НАЙДИТЕ ЗАЩИТУ ОТ ШАХА

    МАТ ИЛИ НЕ МАТ?

    ПАТ ИЛИ НЕ ПАТ?

    НА КАКОЕ ПОЛЕ ПОСТАВИТЬ ЧЕРНОГО (БЕЛОГО) КОРОЛЯ, ЧТОБЫ ЕМУ БЫЛ ДАН МАТ?

    НА КАКОЕ ПОЛЕ ПОСТАВИТЬ ЧЕРНОГО (БЕЛОГО) КОРОЛЯ, ЧТОБЫ ВОЗНИК ПАТ?

    СДЕЛАЙТЕ РОКИРОВКУ

    МОЖНО ЛИ ВЗЯТЬ ПЕШКУ НА ПРОХОДЕ ПОСЛЕ УКАЗАННЫХ НА ДИАГРАММАХ ХОДОВ?

    НА КАКОМ ПОЛЕ ПЕШКА МОЖЕТ БЫТЬ ПРЕВРАЩЕНА В ФИГУРУ?

    СДЕЛАЙТЕ НИЧЬЮ

    ДАЙТЕ ВЕЧНЫЙ ШАХ

    ЗАКОНЧИЛАСЬ ЛИ ПАРТИЯ?

 

    В главе 3

 

    НА ЧЬЕЙ СТОРОНЕ МАТЕРИАЛЬНЫЙ ПЕРЕВЕС?

    КАКУЮ ФИГУРУ ВЗЯТЬ ВЫГОДНЕЕ ВСЕГО?

    КАКИЕ ФИГУРЫ ВЗЯТЬ НЕВЫГОДНО?

    КАКИЕ ФИГУРЫ МОЖНО РАЗМЕНЯТЬ?

    КАКУЮ ФИГУРУ ВЗЯТЬ ВЫГОДНО?

    ЕСТЬ ЛИ ВЫГОДНЫЕ ВЗЯТИЯ?

    КАКИЕ ФИГУРЫ СВЯЗАНЫ?

    ВЫГОДНО ИСПОЛЬЗУЙТЕ СВЯЗКУ

    СВЯЖИТЕ ЧЕРНУЮ (БЕЛУЮ) ФИГУРУ

    КАКИМ ИСХОДОМ ЗАКОНЧИЛАСЬ ПАРТИЯ?

 

    В главе 4

 

    ДАЙТЕ ШАХ ПЕШКОЙ (ЛАДЬЕЙ, СЛОНОМ, ФЕРЗЕМ, КОНЕМ)

    ДАЙТЕ ШАХ

    ДАЙТЕ ВСКРЫТЫЙ ШАХ

    ДАЙТЕ ДВОЙНОЙ ШАХ

    ДАЙТЕ МАТ В ОДИН ХОД ПЕШКОЙ (ЛАДЬЕЙ, СЛОНОМ, ФЕРЗЕМ, КОНЕМ)

    ДАЙТЕ МАТ В ОДИН ХОД, ИСПОЛЬЗУЯ СВЯЗКУ

    ДАЙТЕ МАТ В ОДИН ХОД, ИСПОЛЬЗУЯ ВСКРЫТЫЙ ШАХ

    ДАЙТЕ МАТ В ОДИН ХОД, ИСПОЛЬЗУЯ ДВОЙНОЙ ШАХ

 

    В главе 5

 

    КАКОЙ БЫ ВЫ СДЕЛАЛИ ХОД?

 

 

                              

 

 

  с г